главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Г.И. СоколовИскусство этрусков.// М.: «Искусство». 1990. 320 с. ISBN 5-210-0004-4 («Очерки истории и теории изобразительных искусств»)
[ аннотация: ] Книга написана специалистом в области античного искусства. Автор посвящает свой труд искусству этрусков, живших в первом тысячелетии до н.э. (конец VIII — I вв. до н.э.) на территории Апеннинского полуострова. Этруски оставили значительный след в истории мирового искусства. В книге дан разносторонний обзор произведений этрусков в области живописи, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства. Книга богато иллюстрирована и рассчитана на широкие круги читателей.
Содержание
Введение. — 5
Искусство VIII — VII веков до н.э. — 13Искусство VI века до н.э. — 78Искусство V века до н.э. — 175Искусство IV века до н.э. — 212Искусство III-I веков до н.э. — 260
Заключение. — 306Примечания. — 308
Библиография. — 311Список иллюстраций [1-174]. — 312
Заключение. ^
В этрусском искусстве, как видно из сохранившихся памятников, были очень сильны восточные, греческие, а позднее римские художественные воздействия. Восприимчивость этрусских мастеров к творчеству других народов кажется поэтому необычно, исключительно активной. И всё же своеобразие этрусских художественных форм и отличие их от греческих и восточных несомненны. Рано узнавшие и освоившие культурные достижения народов Востока, и прежде всего эллинов, этруски оригинально трансформировали их в процессе своего художественного опыта. У латинян благодаря этому была возможность здесь же, на Апеннинском полуострове ознакомиться с прекрасными образцами восточной и эллинской культуры, хотя бы и в их этрусской интерпретации. Значение этрусского искусства, помимо собственной самобытной ценности, прежде всего в том, что его художественные формы легли в основу римского искусства. Покорив этрусков, римляне восприняли их достижения и в своём зодчестве, пластике и живописи продолжили начатое этрусками. [32]
Своеобразные технические приёмы этрусков были той почвой, на которой формировалась римская инженерия. Особенно часто следовали этрускам римляне в строительстве дорог, мостов, оборонительных стен. Конструктивные принципы, заявившие о себе в архитектуре ранней республики, во многом восходят к этрусским системам. В храмовой архитектуре римляне взяли от этрусков высокий подий, крутую многосту- пенчатую лестницу перед входом, глухую тыльную сторону здания. Заметно повторение этрусских форм в римских гробницах. К этрусским тумулусам восходят конструкции гробницы Цецилии Метеллы и мавзолея Августа, а позднее и гробницы Адриана.
Своеобразие художественной системы проявилось у этрусских скульпторов в предпочтении пластики (терракота и бронза), а не ваяния (известняк, мрамор), что отличало их памятники от греческих.
Этрусская скульптура оказала не менее сильное влияние, чем архитектура, на римлян. Уже в первые годы республики римский памятник — Капитолийская волчица — исполнялся этрусским мастером. В статуе Авла Метелла и портрете так называемого Брута воздействие этрусской пластики на римские образы несомненно. В формировании римского скульптурного портрета нельзя недооценивать, наряду с греческими, традиций этрусских мастеров, особенно в бронзовом литье. Конкретность художественного мышления этрусков, их любовь к точности и деталям оказались созвучными римской манере восприятия действительности, преимущественно в жанре портрета.
К искусству мозаики этруски не питали пристрастия, но широко развитые многокрасочные росписи этрусских гробниц пробудили у римлян интерес к настенной живописи. В то время, как у греков VII-IV веков до н.э. настенная роспись была слабо развита в связи с общей пластической, а не иллюзорно-живописной системой художественного мировоззрения, у этрусков она распространялась исключительно широко. Именно это сильно повлияло на римлян, вызвав у них развитие фресок и пробудив к жизни новую, — не пластическую, но иллюзорно-живописную практику видения мира, которой суждено было стать далее господствующей в Европе. В этом отношении этруски предопределили многие черты не только римского, но и всего позднейшего европейского искусства.
[32] Изучение этрусского искусства в настоящее время всё ещё затруднено слабым знанием многих особенностей культуры и письменности этого народа. Интерес к этрусским поселениям и некрополям, оживившийся в последние десятилетия, как и участившиеся попытки прочитать письмена этого народа, следует думать, позволит в дальнейшем глубже проникнуть в сущность многих этрусских художественных образов.
|