главная страница / библиотека / обновления библиотеки
H.A. БоковенкоК вопросу о восточных импульсах в раннескифской культуре Северного Причерноморья.// Скифия и Боспор. Археологические материалы к конференции памяти академика М.И. Ростовцева (Ленинград, 14-17 марта 1989 года). Новочеркасск: 1989. С. 79-80.
По тексту с сайта annales.info.
Двоякое толкование Геродотом происхождения скифов неоднократно обсуждалось многими поколениями исследователей в зависимости от состояния археологических источников по этой проблематике. В настоящее время существуют три гипотезы их происхождения: автохтонное, переднеазиатское и центральноазиатское. Такое разногласие связано, видимо, прежде всего с различными представлениями о культуре скифов и неоднозначным пониманием термина как этнонима.
Наиболее перспективным в устранении несоответствия между этническим пониманием культур Северного Причерноморья VII-VI вв. до н.э. как раннескифских и их многоликостью материального выражения является на первом этапе отказ от интерпретации их как киммерийских, скифских и т.д., то есть следует понимать под «скифскими» хронологическое деление материала.
Существующая для Северного Причерноморья периодизация культур, на наш взгляд, не соответствует требованиям диалектического членения материала. Общеизвестно, что при выделении этапов археологический материал группируется таким образом, чтобы по всем составляющим признакам он был значительно сильнее связан внутри этапа, чем с памятниками других этапов (эпох). Срубная культура эпохи поздней бронзы Северного Причерноморья подразделяется на три хронологических этапа: белозерский, черногоровский и новочеркасский. Однако материалы черногоровского и новочеркасского этапов значительно сильнее связаны со скифской эпохой, чем с эпохой бронзы (всаднический характер культуры, погребальный обряд, керамический комплекс). Поэтому скифский (всадническо-кочевнический) облик позволяет относить памятники этих этапов к раннескифскому времени (VIII-VII вв. до н.э.).
Анализ северопричерноморских и азиатских материалов позволяет наметить следующие этапы проникновения восточных элементов:
I этап — ок. X-IX вв. до н.э. — проникновение сибирских материалов (Субботово, клад 1955 г., р-н Киева, Залевкинский клад). Импульс одноактный, скорее всего связан с проникновением населения.
II этап — VIII в. до н.э. — сибирско-казахстанский — клады и впускные захоронения Новочеркасской группы памятников (Новочеркасский клад, Бесштау и др.).
III этап — нач. VII в. до н.э. — сибирско-казахстанский импульс (памятники Посулья, Тясмина, р. Рось — Лесостепи, Северного Кавказа, Дона), характеризующий проникновение конных воинов с соответствующей культурой и погребальным обрядом.
Необходимо отметить, что во всех случаях фиксируется приход населения, на первом этапе, видимо, не очень значительного, растворившегося в местной среде, на остальных — более крупных групп, оставивших заметный след в местной культуре. Миграции были скорее всего поэтапные, с утратой исконных и приобретением новых элементов культуры. Для I этапа пока фиксируется северный путь проникновения — вдоль лесостепи Западной Сибири, Южного Приуралья, Поволжья, лесостепи Северного Причерноморья. В VIII-VII вв. до н.э. наряду с северным путём фиксируется и южный — Южный Казахстан, Средняя Азия, Иран, через Закавказье на Северный Кавказ и Подонье.
наверх |