главная страница / библиотека / обновления библиотеки

A.M. Сагалаев. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск: 1991. A.M. Сагалаев

Урало-алтайская мифология. Символ и архетип.

// Новосибирск: 1991. 160 с. ISBN 5-02-029643-0

 

аннотация: ]

В монографии рассматриваются мифоритуальные традиции уральских и алтайских народов, обских угров, самодийцев и тюрков Саяно-Алтаи, связанных длительными контактами. В центре внимания — мифологическая картина мира. Этнографические, фольклорные и археологические материалы позволяют реконструировать общие для обеих традиций мифологемы (дерево, река, гора), определить своеобразие локальных вариантов. Анализируется природа представлений о замкнутости и самодостаточности мифологической Вселенной, круговороте жизни.

Книга рассчитана на этнографов, фольклористов, археологов, религиоведов.

 

Оглавление

 

Введение. — 3

 

К методике реконструкции архаичного мировоззрения. — 15

Орудия творения. — 36

Умай и Калтащ. — 52

Корни и звёзды. — 97

 

Вместо заключения. — 139

 

Примечания. — 140

 


 

Вместо заключения.   ^

 

Сюжеты, рассмотренные в этой книге, объединяет то, что все они имеют отношение к теме жизни. Эта тема прямо не называется и реализуется через вариации, которыми так богата урало-алтайская мифология. Вряд ли подобный подход к осмыслению мира можно считать примитивным. Напротив, он свидетельствует об ощущении многоликости мира и в то же время — его сущностного единства. Как мы могли убедиться, модель мира строится в урало-алтайской мифологии на признании необходимости его движения, а оно немыслимо без последовательной смены нескольких состояний. Переход от одной фазы бытия к другой обязательно акцентируется, и бытие предстаёт серией аккордов, взятых в разных тональностях, но разрабатывающих одну и ту же тему.

 

Ритм гармонизирует Вселенную независимо от того, осознается ли он людьми. Будучи же услышанным и воспринятым, он становится действенным инструментом познания и общественного самосознания. Внимание к ритму становится одной из доминант традиционного мироощущения, ибо различение сущностей подводит общество к пониманию качественной неоднородности мира.

 

Основной ценностью для человека является промежуток бытия, лежащий между его земным рождением и смертью, но общество понимает земную жизнь лишь как одну из фаз бесконечного круговорота. Все эти фазы связаны в единую цепь, разорвать которую человек не может (да и не хочет), ибо не видит возможности абсолютного исхода: по словам М.М. Бахтина, смерть не может быть завершением данного смыслового ряда. Ритм бытия не может оборваться со смертью конкретного человека, и последний аккорд эхом отдаётся в последующем рождении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки