главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. ТДК. Часть 1. Омск: 1987. Д.В. Черемисин

К вопросу о происхождении мотива свернувшегося в кольцо хищника (изображения на оленных камнях).

// Исторические чтения памяти М.П. Грязнова. ТДК. Часть 1. Омск: 1987. С. 150-152.

 

Особенности в изобразительном искусстве начальной фазы скифо-сибирских культур в степях Азии (IX-VII вв. до н.э.) М.П. Грязнов назвал «стилем оленных камней» (1. С. 81). Зооморфные сюжеты

(150/151)

на оленных камнях характеризуют ранний этап звериного стиля.

 

Среди изображений хищников выделяется несколько мотивов: «стоящий» зверь или зверь в позе «внезапной остановки», с вытянутыми вперёд ногами; «припавший к земле», «крадущийся» или «скребущий» зверь; хищник, свернувшийся в кольцо. Преобладает изображения волкообразных хищников, для которых характерна широко раскрытая пасть с длинными челюстями, острыми зубами, нередко — вздёрнутым носом, над головой — два заострённых уха. Тело животного заполнялось «квадратной сеткой» полос, ломаными линиями, точками. Эти изобразительные приёмы устойчивы при передаче образа хищника в петроглифах Алтая и Монголии рубежа II-I тыс. до н.э. (Елангаш, Ялбакташ, Бичигтын-Хад, Бичигтын-Ам).

 

В отдельную группу можно выделить изображения хищников, свернувшихся в кольцо. Исследователи полагают, что свернувшимися в кольцо изображались хищники кошачьей породы, так называемые «пантеры» (2. С. 115; 3. C. 101-103 [в библиографии нет]). На оленном камне из юстыдского комплекса четыре изображения хищников помещены друг над другом. Фигура зверя с сильно изогнутым туловищем представляет, на наш взгляд, развитие мотива свернувшегося в кольцо зверя. Более других подчинено схеме кольца верхнее изображение. Ряд признаков (треугольное заострённое ухо, вздёрнутый кончик носа, язык в раскрытой пасти) указывает на то, что это изображение волка. Очевидно, тело двух других хищников на оленных камнях Юстыдской группы было передало сильно изогнутым, так как хвост оказывается подтянутым к груди. Пропорции тела искажены: передние лапы должны далеко отстоять от груди зверя.

 

О разработке мотива свернувшегося в кольцо хищника в IX-VIII вв. до н.э. свидетельствуют сюжеты на оленных камнях Монголии.

 

В результате стилизации пропорции волкообразного хищника искажаются, преувеличенно удлинённой, загнутой в кольцо оказывается задняя часть тела зверя, при этом передняя и задняя лапы с загнутыми окончаниями «перевёрнуты» по отношение друг к другу.

 

Голова хищника с заострённым ухом, высунутым языком в раскрытой пасти опущена вниз.

 

В неправильную окружность заключены контуры зверя волчьей породы: голова с двумя крупными заострёнными ушами, длинной мордой и высунутым языком опущена вниз и загнута к задней лапе волка, с

(151/152)

которой она почти соединяется; передняя лапа оказывается внутри образованной окружности.

 

Разнообразие и законченность в решении композиционной задачи демонстрируют контурные и силуэтные изображения хищников.

 

Голова зверя с торчащим ухом и раскрытой пастью сближается с хвостом. Лапы либо соединены вместе внутри образованной контуром тела окружности либо опущены вниз.

 

Таким образом, рассмотренные изображения свидетельствуют о том, что мотив свернувшегося в кольцо хищника разрабатывается в начале I тыс. до н.э. Древнейшими памятниками, на которых запечатлён этот мотив, являются оленные камни Монголии и Алтая. Вероятно, карасукские истоки прослеживаются не только в изобразительной традиции, но и в сюжете. Стилизации в направлении «сгибания в кольцо» подвергается хищник волчьей породы, самими яркими иконографическими признаками изображений которого являются раскрытая в хищном оскале пасть с высунутым языком и заострённые длинные уши. По происхождению этот образ относится к кругу центрально-азиатских образов, связанных с традицией изобразительного искусства эпохи поздней бронзы.

 

Изображение свернувшегося хищника на бронзовом диске из Аржана (VIII в. до н.э.) фиксирует, с одной стороны, становление схемы свернувшегося в кольцо зверя (далеко зашедшая стилизация), с другой стороны, свидетельствует о длительном предшествующем развитии этого сюжета. Как и во всех изображениях на оленных камнях, пасть аржанского зверя передана широко раскрытой, в ней показаны два ряда острых зубов. Трактовкой головы аржанский зверь больше всего напоминает волка (собаку).

 

Лишь с дальнейшим развитием этого сюжета в VII-VI вв. до н.э. (Уйгарак, Майэмир, Чиликты-5, Сибирская коллекция) изображённый свернувшимся хищник приобретает черты зверя семейства кошачьих. Для этих изображении свойственно полное подчинение фигуры кошачьего хищника схеме кольца, выделение бедра и плеча двумя концентрическими кружками, передача уха, глаза, ноздрей тремя кружками, то есть система признаков, на основании которой свернувшийся в кольцо хищник был определён как «пантера».

 

1. Грязнов М.П. О монументальном искусстве на заре скифо-сибирских культур в степной Азии // АСГЭ, Вып. 25. Л., 1984.

2. Волков В.В. Оленные камни Монголии. Улан-Батор, 1981.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки