главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск: ТГУ. 1985. Э.Б. Вадецкая

Мумии и куклы в погребальной обрядности
Западной и Южной Сибири.

// Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск: ТГУ. 1985. С. 36-38.

 

Археологические исследования свидетельствуют о том, что в определённые эпохи в Сибири похороны уотраивали не в любое время года и даже не каждый год. Это было обусловлено затратой значительного труда на сооружение курганов. Длительное хранение трупов должно было способствовать появлению обычая бальзамирования или искусственного мумифицирования умерших о целью предохранения их от разложения до момента захоронения. Бальзамироввание широко практиковалось у многих народов, и некоторые известные приёмы были вполне доступны древним сибирякам: погружать покойника в соль или вводить её в мышцы тела, покрывать трупы воском или кедровой смолой. Еоть основание полагать, что на Енисее бальзамировать или высушивать головы трупов пытались ещё в эпоху энеолита, поскольку в могилах афанасьевской и окуневокой культур находим отдельно захороненные не только черепа, но и головы (черепа о нижней челюстью). Детально приёмы бальзамирования прослежены в «княжеских» курганах скифского времени на Горном Алтае. Разнообразие приёмов мумифицирования объясняется разными обычаями для того или иного племени, изменениями во времени, а частично сроком от смерти до погребения (С.И. Руденко). Наиболее распространённым приёмом было удалить мозг и внутренности живота, а затем заполнить череп и брюшную полость особым составом. Допол-

(36/37)

нительно к этим операциям некоторые трупы разрезали и вводили в мышцы консервирующее вещество. При более сложных операциях консервирующее вещество вводили в спинной и костный мозг, для чего сверлили позвонки и большие кости конечностей, либо обнажали всю мускулатуру и удаляли почти все мышцы. Сходные приёмы бальзамирования практиковались в скифское время в Туве при коллективных семейных захоронениях. Там также трепанировали череп, удаляли мозг, частично мягкие ткани и мускулы, а освободившиеся полости заполняли травой (А.Д. Грач). Алтайские и тувинские мумии вновь сшивали сухожилиями и конским волосом.

 

Бальзамирование трупов рядового населения тагарской культуры прослежено с тесинского этапа по трепанированным черепам или их обмазке глиной. Недавно обнаруженные мумии у д.Береш позволили детально установить производимые операции с головой и телом трупа при изготовлении мумии. Голова и тело обрабатывались отдельно. С головы сбривали волосы, производили трепанацию черепа, извлекали мозг и глаза. Затем череп заполняли травой и глиной и обмазывали глиной, моделируя лицо. Туловище разрезали, вынимали внутренности, вдоль позвоночника вкладывали прутья, на которые крепили позвонки, а также голову. Прутьями скрепляли кости ног, видимо, извлекая часть мышц и заполняя пустоты травой. Травой заполняли грудь, живот, ею же обертывали шейные позвонки. Поверх травы шею обвязывали кожаными ремешками либо берёстой. На мумии надевали шерстяную рубаху, а поверх её — меховые одежды. На голову надевали глиняный убор на каркасе из рёбер животных, а к темени прикрепляли волосяную косичку, вложенную в кожаный футляр. Глиняное лицо мумии закрывали кожаной маской, а поверх неё ещё одной глиняной или гипсовой. Последняя маска била расписана краской. Труп мумифицированного вышеописанным образом превращался в прочную куклу, которая могла храниться очень долго. Особое внимание заслуживают последующие действия с мумией. Их накапливали, хранили, «кормили», а произведя групповое захоронение в могиле, сжигали. Иными словами, с сожжением мумии прекращалась её жизнь и связь с живыми людьми.

 

Погребальные куклы (манекены, чучела) известны в археологии как заменители умершего. Они изготавливались разными народами и клались в могилы в том случае, если по какой-то причине нельзя было похоронить труп (М.П. Грязнов). Особым вариантом кукол являются таштыкские манекены. Их шили из мелких кусочков кожи, набивали травой; голову, туловище, руки и ноги сшивали жилами и ре-

(37/38)

мешками. Внутри куклы помешали пепел сожжённого трупа. Стремясь передать в кукле индивидуальные черты покойника, на неё надевали его одежду, прикрепляли к голове волосы трупа, лицо покрывали шёлковой или глиняной маской, передавшей раскраску лица сожжённого. Обычай хоронить манекен с пеплом возник на Среднем Енисее в конце I в. до н.э. и связан, видимо, с приходом сюда нового населения с юга. Граница распространения этого обычая очерчивается ареалом таштыкской культуры в южной половине Минусинской котловины. Здесь в течение нескольких столетий существовали оба варианта обряда, а позже изготовление кукол вытеснило обряд мумифицирования. При этом обряд похорон мумий целиком перешёл на куклы: их накапливали, хранили, «кормили» и по заполнении склепа сжигали.

 

Действия, которые производили с куклами и мумиями в древности, очень похожи на обычаи аборигенов Сибири. Последние изготавливали кукол — «вместилище душ» умершего или «заменителя покойного». Кукол одевали, почитали, «кормили», а спустя определённый срок бросали в могилы, а чаще сжигали. Сделано немало попыток объяснить возникновение изображения умерших у современных народов Сибири и Азии на основе их мировоззрения. Не меньше основания, видимо, их непосредственно связывать с древними обычаями изготовлять кукол-мумий и кукол — заменителей умершего и видеть в них отражение старой погребальной обрядности, преломленное в дальнейшей эволюции религии. Конкретные современные представления о кукле мёртвого (является ли она вместилищем души или заменителем покойного), возможно, могут наметить направления для поисков этногенетических связей между древними и современными народами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки