● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Н.Р. Гусева. Индуизм. История формирования. Культовая практика. М.: ГРВЛ. 1977. Н.Р. Гусева

Индуизм. История формирования. Культовая практика.

// М.: ГРВЛ. 1977. 328 с.

Отв.ред. Л.Б. Алаев.

аннотация: ]

В монографии освещаются некоторые этапы развития индуизма, прослеживаются этногенетические корни его основных культов и описываются наиболее широко практикуемые формы обрядовой и ритуальной практики индусов как в древности, так и в современной Индии.

 

Содержание (развёрнуто)

 

Предисловие (акад. Б.Г. Гафуров). — 3

От автора. — 11

 

Введение. — 12

 

Глава I. Этногенетические корни некоторых культов индуизма. — 27

Глава II. Объекты религиозного почитания. — 61

Боги и богини. — 66

Риши и махариши. — 112

Глава III. Жертвоприношения. — 124

Человек как объект жертвоприношения. — 124

Другие объекты кровавых жертвоприношений. — 150

Бескровные жертвоприношения. — 162

Глава IV. Жрецы. Храмы. Изображения богов. — 176

Жрецы. — 176

Храмы. — 194

Изображения богов. — 206

Глава V. Основные элементы повседневной культовой и обрядовой практики. — 227

Почитание богов. — 227

Брак, семейные обряды и ритуалы. — 251

 

Заключение. — 286

Библиография. — 290

Список сокращений к библиографии. — 317

Указатель. — 319

 


 

От автора.   ^

 

Для написания предлагаемой читателю книги я пользовалась не только опубликованными исследованиями, русскими и иностранными, но и теми материалами, которые были собраны мною в Индии.

 

Что касается сути вероучений различных толков и течений индуизма, то её можно узнать и из специальных работ, и из первоисточников — произведений авторов всего свода ведической литературы, книг и трактатов по разным течениям религиозно-философской мысли или, наконец, книг, отражающих те или иные ступени развития разных вероучений на более поздних исторических этапах. Но практическое исполнение религиозно-этических предписаний, культовая жизнь и обрядовая практика разных слоёв индусской общины, практика взаимоотношений между представителями этих слоёв — всё это не может быть изучено и понято лишь по литературным описаниям.

 

За время своего трёхлетнего пребывания в Индии я много раз наблюдала храмовые процессии, имела возможность присутствовать на праздничных и ритуальных церемониях, массовых и домашних, сопровождала паломников.

 

Это помогло мне увидеть и понять характерное для индуизма «множество в единстве», т.е. те различные оттенки, которые существуют в ритуальной практике представителей разных этнолингвистических областей Индии, а также разных социальных слоёв населения страны.

 

Пользуюсь случаем принести глубокую благодарность всем индийским друзьям, безотказно и охотно помогавшим мне изучать практику индуизма и терпеливо разъяснявшим те противоречивые и не всегда ясные моменты этой практики, без понимания которых нельзя надеяться на правильное её толкование.

 


 

Заключение.   ^

 

Индуизм — сложная и разветвлённая система, включающая философские учения, этико-правовые нормы и религиозно-культовые представления, складывавшиеся у народов Индии на протяжении длительного периода их исторического развития. Этническая специфика, находящая выражение в духовной культуре, семейно-брачных институтах и социально-бытовых отношениях каждого из народов страны, наложила отпечаток на те формы индуизма, которые распространены на разных этнических территориях. Вместе с тем в процессе роста культурных контактов и усиления взаимной ассимиляции народов у огромного большинства населения Индии сформировались сходные модели религиозных представлений и культовой практики. Эта часть населения страны называет себя общиной хинду (в русском языке принята форма «индус»).

 

Характерной чертой, отличающей данную общину от любой другой конфессиональной общины, выступает неунифицированность религиозных догматов и норм. В определённой степени это облегчило отход известной части современной индусской интеллигенции от наиболее традиционных форм религиозной идеологии. Однако та же расплывчатость религиозных установлений индуизма способствует и его сохранению в целом. Характерно, что многие лица, не считающие себя верующими, причисляют себя к общине хинду по праву рождения, по традиционной принадлежности своей семьи (своего рода) к какой-либо из каст и по признаку признания этико-моральных предписаний и ограничений индуизма. Для объяснения этого факта важно подчеркнуть, что в мироощущении членов индусской общины культурно-бытовые и кастовые комплексы играют такую же существенную роль, как и собственно религиозные.

 

На территории Индии индуизм развивался свыше трёх тысяч лет. Основы традиционных этико-социальных

(286/287)

и религиозно-философских регуляций индуизма были выработаны в первых веках I тысячелетия до н.э. Эти регуляции не подвергались кардинальным изменениям в силу того, что они насаждались и охранялись многочисленным и привилегированным сословием брахманов в течение многих веков существования индийского раннеклассового и феодального общества.

 

Древний (добуддийский) этап развития индуизма неотделим от всех его последующих этапов, поэтому неправильно присваивать ему отдельное название — брахманизм, как это долго было принято в науке. Процесс возникновения, расцвета и отмирания буддизма в Индии протекал параллельно процессу развития индуизма. Община буддистов не боролась с индуизмом, а лишь существовала в Индии как одна из многих общин, и философское учение буддизма не внесло решающих изменений в процесс формирования индуизма, а лишь повлияло на некоторые стороны его ритуальной практики. Так, принято считать, что буддизм способствовал уменьшению кровавых жертвоприношений. Но нам представляется, что буддийские вероучители лишь зафиксировали в своих проповедях те объективно наступавшие изменения в общественных и хозяйственных процессах, которые неизбежно диктовали сокращение объёма принесения в жертву скота (что широко практиковалось арьями).

 

Исторические корни индуизма следует искать в двух культурно-исторических областях: 1) в местной этнической среде доарийской Индии и 2) на прародине арьев, в южнорусской степи и лесостепи, а здесь — как в собственно арийской этнической среде, так и в среде других индоевропейских племён, непосредственно соседивших с протоарьями на этой территории.

 

Верования и мировосприятие древних доарийских народов Индии ещё не изучены. Наука ограничивается пока предположениями о распространении в их среде культа богинь-матерей, зоолатрии или тотемных культов. Считается, что о том же свидетельствуют характер этнонимов, вошедших в памятники древнеиндийской литературы на санскрите, а также пережитки матрилинейных отношений и соответственно культы богинь-матерей, равным образом как и пережитки тотемистических представлений у народов, говорящих на языках мунда и дравидийских языках. Эти культы и представ-

(287/288)

ления наряду с культами таких богов, как Шива, Кришна, Сканда, Ганеша и ряд других, заняли в индуизме господствующее положение.

 

Боги, которым поклонялись древние арьи, вошли в пантеон индуизма в гораздо меньшем числе, так как в процессе расселения арьев по Индии и смешения их с местными народами божества местных народов вытеснили ведических богов. Заметную роль в культовой жизни индусов продолжают играть только Вишну, Сурья и Агни, а также Рудра, образ которого совместился с образом Шивы. Все другие ведические божества известны лишь как персонажи древнейших мифов.

 

Имена ведических богов, приписываемые им функции, описания их внешности и атрибутов, а также их иконографические изображения дают исследователю возможность проследить некоторые древние этногенетические связи протоарьев с культурами, предшествовавшими эпохе отделения протоарьев от массива индоевропейских племён, и с культурами соседивших с ними народов.

 

Мы старались гипотетически выявить параллели между культами индуизма и славянским язычеством. Пережитки культовых отправлений, близких ведическим, можно наблюдать и у современных славянских народов.

 

На основе открытий археологии и данных сравнительной антропологии можно усматривать в протоарьях создателей срубной, а затем срубно-андроновской культур (некоторых её южных комплексов). Следует считать возможным, что часть протоарийских племен начала продвигаться в сторону Индии (главным образом через Южное Приуралье и по югу Средней Азии) около второй четверти II тысячелетия до н.э., а главная их масса достигла Индии к концу II тысячелетия до н.э. Оставшиеся же на территории распространения срубной культуры племена продолжали жить в близком соприкосновении с протославянами, и не следует исключать мысли, что между ними существовала этногенетическая преемственность, подтверждаемая прежде всего заметной близостью славянских языков к санскриту.

 

В Индии арьи прошли через процесс сложной исторической трансформации. В их среде сложились (или, возможно, получили толчок к дальнейшему развитию) сословно-кастовые отношения. Связанные с этими отношениями правовые установления арьев играли важную

(288/289)

роль в эпоху развития сословно-классового общества, были зафиксированы в индуизме как один из краеугольных камней этой системы. В своё время сословно-кастовый строй был выражением общественных отношений, исторически более прогрессивных, чем родо-племенная организация. Причиной их устойчивости явилось также то, что они были связаны с уже сложившимися в арийском обществе патрилинейными структурами, тогда как в среде местных народов были ещё широко распространены матрилинейные.

 

Ритуальная практика индуизма в главных своих чертах определяется ведически-брахманскими предписаниями. Этнические моменты играют в ней подчинённую роль. Не случайно поэтому в ритуальной практике индуизма можно обнаружить не столько различия между теми или иными этносами и территориями, сколько общую для них всех систему нормативных ценностей и ритуалов. Вот почему касты каждого отдельно взятого народа, отличающегося в целом своими особыми этническими характеристиками, выступают носителями черт ритуальной практики, во многом сближавших их с аналогичными им по положению кастами других народов, а не с другими кастами своего народа. В среде высоких каст каждого народа основой этой практики выступала более ортодоксальная приверженность к ведическим предписаниям, тогда как члены низких каст сохраняли, как правило, гораздо менее унифицированные в общеиндийском масштабе этнические традиции в проведении ритуальных и церемониальных действий.

 

В современных условиях всё более заметным становится отход индусов от приверженности к тщательному выполнению ритуальных предписаний. Новые отношения подрывают освящённые индуизмом кастовые ограничения и способствуют тому, что религиозное и кастовое самосознание вытесняется классовым. Но наряду с этим усилилась борьба отживающих общественных институтов за своё сохранение. Возникают религиозные и кастовые организации и партии, программа которых во многом направлена на приспособление старых социальных организмов к новым условиям жизни.

 

В целом же индуизм как система продолжает оказывать существенное влияние на жизнь и быт большинства населения Индии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки