главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Н.Л. Членова

Золото в карасукскую эпоху.

// СА. 1972. №4. С. 257-259.

 

Вопрос о применении золота в карасукскую эпоху до сих пор не привлекал внимания археологов, хотя сейчас известно уже пять золотых украшений, происходящих из разных мест Сибири. Первое из них, золотая тонкая пластина в форме дуги, и с отверстиями в концах, найдена в 1925 г. инженером Б.Н. Артемьевым при горноразведочных работах у ст. Оловянная Забайкальской ж.д., к юго-востоку от Читы (рисунок, 1). Предмет этот был обнаружен в могиле, находившейся в устье Мельничного лога на правом берегу р. Онон, в 2 км к северу от ст. Оловянная. [1] Устройство могилы Б.Н. Артемьеву выяснить не удалось. В ней лежали череп женщины 45-50 лет (по определению С.А. Теплоухова), обломки рёбер и другие кости. Из вещей кроме золотого украшения найдены ещё два височных кольца в 3 оборота диаметром 3,2 см, из медной проволоки толщиной 2 мм (рисунок, 2, 3). Золотая полулунная пластина была издана С.А. Теплоуховым, [2] но рисунок не совсем точный. В настоящей заметке он исправлен по описанию и размерам, приведённым в цитированной статье А.В. Попова [3] (рисунок, 1). Височные кольца этого типа — обычные карасукские украшения, и на этом основании С.А. Теплоухов отнёс погребение у Оловянной к карасукской эпохе. Более точно датировать его трудно. Все известные до сих пор забайкальские бронзы карасукского типа из случайных находок [4] относятся к позднекарасукскому времени, как и вещи, происходящие из комплексов — со стоянки к северу от с. Кункур на р. Онон [5] и из трёх погребений, найденных Е.А. Хамзиной в 1959 г. на Посольской стоянке в устье Селенги. [6] Золотое украшение из погребения у ст. Оловянной А.В. Попов и С.А. Теплоухов считали шейным; оно несколько напоминает полулунную нагрудную подвеску из карасукского погребения на Ладейском поле, как отмечала уже Э.А. Новгородова, [7] но гораздо больше — пластинчатые гривны типа найденной в раннеананьинском могильнике Скородум (VII в. до н.э.). [8] Подобное полулунное украшение изображено под подбородком личины на оленном камне в Горном Алтае (правый берег р. Катуни, ниже скалы Бичикту-кая). [9] Нельзя не

(257/258)

Вещи из карасукских погребений:
1-3 — погребение у ст. Оловянная; 4-7 — погребение у с. Харлово; 8-11 — Камышенка, кург. 31, мог. 4; 1, 4, 5, 8 — золото, 10, 11 — камень, остальное — бронза.

(Открыть в новом окне)

 

вспомнить в этой связи и так называемую золотую пектораль из Саккыза в Курдистане (VII в. до н.э.). [10] Рассматривая эту и подобные же золотые пекторали из Этрурии VIII-VII вв. до н.э. и более поздние — из Болгарин (VI и V вв. до н.э.), Р. Гиршман связывает происхождение этого рода украшений с Урарту: изображения таких пекторалей не раз встречены на урартских статуэтках VIII-VII вв. до н.э. [11] По форме эти последние ближе украшениям с алтайского оленного камня и из погребения у ст. Оловянная. Два карасукских височных кольца из золотой проволоки в 2,5 оборота найдены в погребении, раскопанном крестьянами у д. Харлово (Свищево) в верховьях р. Б. Камалы, правого притока Енисея (район Красноярска). Погребение содержало, кроме того, кинжал «с шипами» позднекарасукского типа и тагарский нож V в. до н.э. (рисунок, 4-7). [12] Это самый поздний из известных в настоящее время карасукских комплексов. [13] Бронзовые височные кольца той же формы, как в харловском погребении, обычны в карасукских памятниках.

 

Ещё одно золотое проволочное колечко (височное пли перстень — неизвестно, так как могила ограблена) найдено автором данной статьи в 1970 г. в центральной могиле кургана №31 могильника Камышенка (Северный Алтай, правый берег Оби, Усть-Пристанский р-н Алтайского края). Могила, обложенная деревом, содержала, кроме того, точильный камень, бронзовое плоское кольцо, цилиндрические белые аргиллитовые бусы и обломки шести сосудов (рисунок, 8-11). Над могилой было найдено очень много зубов, целых челюстей и костей ног лошади и коровы — кости эти занимали площадь около 5,5×4 м и представляли

(258/259)

собой, может быть, остатки тризны. Могильник относится к алтайскому варианту ирменской культуры, одной из культур карасукского круга. Его дата — VIII-VII вв. до н.э. — определяется по ножам ирменско-большереченского типов и по керамике того же типа, что и в других ирменских памятниках с датированными вещами. [14] Курган №31, где было найдено золотое колечко, большой (размерами 26×27 м, высотой 1 м 67 см) и окружён восемью малыми курганами диаметром 10-12 м, высотой до 70 см. Вероятно, большой курган был насыпан для семьи вождя.

 

О последнем украшении — золотой серьге, найденной также в 1970 г. в позднекарасукском могильнике Зевакино, — мне сообщила Ф.X. Арсланова. Зевакинский могильник находится в Восточно-Казахстанской области Казахской ССР, на границе с Алтаем, на правом берегу Иртыша, в 60 км ниже Усть-Каменогорска. 11 бронзовых позднекарасукских ножей (из них 8 «с аркой на кронштейне», 1 — с валиковым навершьем, 1 — с глаголеобразным и 1 — с грибовидной шляпкой) позволяют датировать могильник времени около VIII в. до н.э. [15]

 

Находки золотых украшений в памятниках конца карасукской эпохи (с VIII в. до н.э. и позже) на Иртыше, Оби, Енисее и Ононе позволяют говорить о том, что в это время золото было уже довольно широко распространено в Сибири. Немногочисленность находок отчасти может объясняться тем, что огромное большинство карасукских могил ограблено. На западе в ту же эпоху золото хорошо известно в предананьинских и раннеананьинских памятниках Поволжья (Старший Ахмыловский могильник) и фрако-киммерийских памятниках Галиции, Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии (золотые клады из Михалкова, Михаени, Фокору, Даль и др.). [16] Заметим, что перечисленные золотые клады состоят почти исключительно из украшений. Нет сомнений, что фрако-киммерийские памятники гораздо богаче золотом, чем памятники Сибири карасукской эпохи. Всё же наличие золотых украшений в карасукских комплексах представляет ещё одно свидетельство того, что уровень развития общества в Сибири в это время был более или менее близок к уровню его в Центральной Европе, о чём говорят и другие археологические данные (наличие всадников и близкие формы конского убора и оружия; погребения вождей, выделяющиеся размерами и сложностью погребальных сооружений и др.).

 


 

[1] Б.Н. Артемьев. Новые данные об Ононском оловяннорудном районе. Вестник геологического комитета, 1, 3. Л., 1925, стр. 39, 41; A.В. Попов. Находка медно-бронзовой гробничной культуры в Забайкалье. ИВСОРГО, 51, Иркутск, 1926, стр. 158-159.

[2] С.А. Теплоухов. Древние погребения в Минусинском крае. МЭ, III, 2. Л., 1927, табл. XI, 7.

[3] «Шейное золотое украшение в виде дуги или полулуния из пластины в виде ленты, по-видимому, кованой. Полулуние занимало переднюю половину шеи, в концах его имеются дырки для завязывания пазади [позади]. Расстояние (хорда) между концами дуги — 15 см; между хордой и вершиной дуги — 10 см; длина дуги — 32 см, ширина пластины спереди — 1,8 см, у концов 0,7 см, толщина 0,08 см, вес 26,9 г» (А.В. Попов. Ук.соч., стр. 158).

[4] Н.Н. Диков. Бронзовый век Забайкалья. Улан-Удэ, 1958, табл. XXIII-XXVII, XXVIII, 55, 58, XXX, 2, 3.

[5] Ю.С. Гришин. Древние памятники среднего течения р. Онона. Монгольский археологический сборник. М., 1962, стр. 106-107, рис. 41 — справа, вверху (нож с кольцом).

[6] Е.А. Хамзина. Новые находки бронзовых изделий в Забайкалье. Научная конференция по истории Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов и сообщений. Иркутск, 1960, стр. 72. Вещи опубликованы в книге Э.А. Новгородовой: Центральная Азия и карасукская проблема. М., 1970.

[7] Э.Р. Рыгдылон. Заметки о карасукских памятниках из окрестностей Красноярска. КСИИМК, 60, 1955, рис. 55, 4; Э.А. Новгородова. Ук.соч., стр. 143.

[8] О.Н. Бадер. Могильник Скородум и ранний этап ананьинской культуры. Уч.зап. ПГУ, XII, 1. Пермь, 1960, стр. 140, рис. 8.

[9] Г.Н. Потанин. Памятники древности в Северо-Западной Монголии. «Древности». Тр. МАО, X. М., 1885, рис. на стр. 52.

[10] R. Ghirshman. Notes iranienne, IV. Le trésor de Sakkez, les origines de l’art Mède et le bronzes du Luristan. «Artibus Asiae». XIII, 3-4, 1950; eго жe. Perse. Proto-iraniens, Mèdes, Achéménides. Paris, 1963, стр. 327.

[11] R. Ghirshman. Perse…, стр. 308-310.

[12] Архив ЛОИА, д. №78 за 1889 г., л. 3.

[13] Комплексов, где карасукские вещи найдены вместе с тагарскими VII и VI вв. до н.э., в настоящее время известно уже 16. Один из них (Райков улус) опубликован А.Н. Липским (А.Н. Липский. Археологические раскопки в Хакассии. КСИИМК, 64, 1956, стр. 121, рис. 52I, II, III; 53), другой (Туран II, курган 5, могила 3) М.А. Дэвлет (М.А. Дэвлет. О брахикранном компоненте в составе населения тагарской культуры. СЭ, 1969, №5, стр. 97, рисунок).

[14] Подробнее о могильнике и его дате см.: Н.Л. Членова. Датировка ирменской культуры. Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск, 1970.

[15] Ф.X. Арсланова. Раскопки в Восточном Казахстане. АО, 1968, М., 1969, стр. 403; Материал — в кабинете археологии Усть-Каменогорского пединститута. О дате ножей «с аркой» см. Н.Л. Членова. Памятники переходного карасук-тагарского времени в Минусинской котловине. СА, 1963, 3, стр. 56, 59; её же. Основные вопросы происхождения тагарской культуры. Сб. «Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока». Новосибирск, 1961, таблица-вклейка, рис. 48-51.

[16] M. Hoernes — О. Menghin. Urgeschichte der Bildenden Kunst in Europa. Wien, 1925, стр. 23, 29; M. Ebert, RLV, 8, Berlin 1927, табл. 52-56, 56‒A; N. Nestor. Ein thrako-kimmerischer Goldfund aus Rumänien. ESA, IX, 1934; И.К. Свешников. О символике вещей Михалковских кладов. СА, 1968, 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки