главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.П. Окладников. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: 1971. А.П. Окладников

Петроглифы Нижнего Амура.

// Л.: 1971. 334 с.

 

Содержание

 

Предисловие. — 3

 

Часть первая. Памятники.

Глава 1. История исследования петроглифов Амура. — 5

Глава 2. Петроглифы Сакачи-Аляна. — 17

Глава 3. Петроглифы у с. Шереметьевского. — 52

Глава 4. Петроглифы на р. Кии (Чёртово Плёсо). — 60

Глава 5. Изображения на камне у с. Калиновки. — 63

Глава 6. Наскальные рисунки у стойбища Май. — 66

Глава 7. Изображения в пещере «Медвежьи щёки» на р. Суйфуне, против Барановского разъезда. — 72

 

Часть вторая. Историческая интерпретация амурских петроглифов.

Глава 1. Сакачи-алянская группа петроглифов: образы и стиль. — 75

Глава 2. Датировка петроглифов Сакачи-Аляна. — 83

Глава 3. Сюжеты сакачи-алянских петроглифов и их семантика (личины-маски, птицы, луник, змеи, лодки). — 90

Глава 4. Петроглифы и проблема культурного наследства амурских племён. — 101

Глава 5. Петроглифы сакачи-алянской группы и культурно-этнические связи древнего населения Амура. — 112

Глава 6. Средневековые наскальные изображения Амура. — 124

 

Заключение. — 131

Conclusion. — 133

 

Таблицы (1-196). — 135-333

 

Содержание. — 334

 


 

Заключение.   ^

 

В настоящее время известны шесть местонахождений наскальных изображений на Нижнем Амуре и в долине Уссури, образующих резко выраженную самостоятельную группу среди всех других таких изображений Северной Азии и других областей азиатского материка. Это Сакачи-Алян и Кия (Чёртово Плёсо у Хабаровска), Шереметьевское на Уссури, рисунки в Калиновке и у бывшего стойбища Май в низовьях Амура, петроглифы «Медвежьих щек» на р. Суйфуне, между Уссурийском и Владивостоком.

 

Изучение петроглифов Нижнего Амура и Уссури приводит к следующим историческим выводам.

 

Ещё в мезолите, примерно 10-12 тысяч лет тому назад, когда на Нижнем Амуре ещё не было известно искусство изготовления глиняной посуды, на камнях в Сакачи-Аляне появились первые изображения животных и птиц. Этот вывод документируется находкой кремнёвого изображения птицы, повторяющего по стилю рисунки на базальтовой глыбе, где изображены такие же птицы, похожие на куропатку или глухаря. Изображения животных, которые сопровождаются такими фигурами птиц, отличаются архаизмом трактовки. Это лоси, лошади и быки, видимо, представители древней, еще плейстоценовой для Нижнего Амура фауны.

 

В неолите, около 6-5 тысяч лет тому назад, на Нижнем Амуре развивается сложная и высоко развитая по тому времени культура оседлых рыболовов и охотников, в жизни которых первостепенное место занимала добыча проходной морской рыбы, кеты и горбуши. По берегам Амура помещались посёлки из огромных, нередко и многочисленных зимних домов с углублённым в землю основанием — котлованом.

 

Характерной чертой этой неолитической культуры являлось своеобразное искусство, в основе которого находится особый орнаментальный стиль, богато развитая криволинейная орнаментика: спирали, «амурская плетёнка» — сетка из переплетающихся кривых линий. В неолите, а может быть и раньше, появились антропоморфные изображения — маски или личины.

 

Искусство амурского неолита развивалось не изолированно. Ещё Л.Я. Штернберг показал, что в древности существовали контакты между носителями культуры дзёмон, предками айнов, племенами Индонезии, а также Полинезии. Свидетельством таких связей служит широкое распространение спирального орнамента, в основе которого находится культ змеи. Этот вывод может быть распространён и далее — на Австралию и Вьетнам.

 

Кроме памятников искусства, о значительной общности культур в этом обширном ареале, который можно назвать тихоокеанским, свидетельствует типология каменных изделий, широкое распространение специфической «баксонской» техники оббитых галек. Техника эта прослеживается начиная с мезолита от Амура до Вьетнама и Австралии.

 

Повсюду на этом огромном пространстве в мезолите и в неолите существовали самостоятельные группы племен. Им принадлежали такие же независимые, можно сказать, «суверенные» культуры, имевшие много общего в силу сходства уровня развития и образа жизни и в силу

(131/132)

взаимных многообразных контактов, а вместе с тем и глубоко своеобразные. Одной из таких культур и была культура нижнеамурских неолитических племён, мощный очаг высоко развитого по тем временам яркого искусства, влияние которого, надо думать, сказывалось далеко за пределами этого района.

 

На почве искусства неолитического населения Нижнего Амура возникли столь же своеобразные петроглифы в Сакачи-Аляне, в Шереметьевском, на р. Кии — Чёртово Плёсо. Для них характерно применение спирали как основного формообразующего элемента, наличие таких же в принципе антропоморфных личин, как и в орнаментике неолитической керамики.

 

Петроглифы Нижнего Амура следует выделить как особую область из всех известных древнейших в Северной Азии областей наскальных изображений. Они отличаются от других групп петроглифов как сюжетами — преобладанием личин в репертуаре, так и стилем, которым представлен особый художественный мир. Им свойственна тенденция к абстракции, к орнаментализму.

 

Социальной почвой этого искусства было родовое общество с тайными мужскими союзами, обрядами инициаций — посвящения юношей, в которых исключительную роль играли маски как средство перевоплощения участников мистерий в духов.

 

Замечательным является тот факт, что в этнографическом искусстве современных обитателей Амура сохранились такие элементы петроглифов, как стилизованные характерным образом фигуры змей, оленей, водоплавающих птиц, наконец, сами личины-маски. И такую же роль, как в неолитическом искусстве, играет спираль, применяемая в качестве главного формообразующего элемента.

 

Непрерывность древней традиции подтверждается мифологией. В фольклоре нанайцев с наскальными изображениями Сакачи-Аляна связан цикл легенд, где выступают такие сюжеты, как водоплавающие птицы-демиурги, мифический змей.

 

В культовых нанайских изображениях, в деревянных скульптурах, а также в шаманских и погребальных масках сохраняются аналогии антропоморфным изображениям Сакачи-Аляна (скульптуры и рисунки, изображающие шаманских севонов, в частности духа-покровителя охоты Гирки). Отсюда следует вывод о непрерывном существовании на Амуре в ходе тысячелетий определённого этнического субстрата, носителя древнейших культурных традиций.

 

В наскальных изображениях Нижнего Амура отразились и последующие события исторического процесса на Амуре: деятельность ранних тунгусов — мохэских племён, предков бохайцев и чжурчженей, а также более поздние миграции на Амур оленеводческих групп северных тунгусов. Так, особо выделяются раннесредневековые наскальные изображения мохэского времени (начало нашей эры, вплоть до VIII в.). Они во многом связаны по стилю и содержанию (конные воины, сцены охоты) с искусством соседних с Амуром тюркских и, вероятно, монгольских племён Центральной Азии и Сибири. Эти связи племён мохэ с племенами степей подтверждаются археологией, письменными источниками и этнографическими данными.

 

Проникновение в долину Амура поздних тунгусских племён, охотников и оленеводов, возможно, вышедших из Прибайкалья, также наглядно отражено группой наскальных рисунков у бывшего стойбища Май в низовьях Амура, где ясно выражена оленеводческая тематика.

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки