главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.П. ГрязновМетоды исследования мегалитических погребальных памятников по итогам работ Красноярской экспедиции.// Тезисы докладов, посвящённых итогам полевых археологических исследований в 1970 году в СССР. Археологические секции (дополнительный выпуск). Тбилиси: 1971. С. 11-17.
1. Основным объектом раскопок Красноярской экспедиции за 12 лет её работ были разнообразные могильники всех эпох от энеолита до XVII в. И во всех этих могильниках надмогильные сооружения устроены с применением камня или целиком из камня. Из камня большей частью сооружались и сами могилы — каменные ящики, цисты и пр. Каменными были часто и перекрытия грунтовых могильных ям. Делалось всё это из мелкого плитняка и бутового камня, из тонких и толстых, больших и малых плит, из огромных плит весом до 30-40 тонн каждая. Цель настоящего доклада — поделиться опытом по методике исследования каменных и полукаменных могил, разработанной экспедицией при раскопках различных памятников в степях Минусинской котловины на Енисее.
2. Энеолитические могилы, их называют «афанасьевские кольца», едва заметны на поверхности по немногим выступающим из земли камням, расположенным по кольцу или кругу, иногда имеют вид плоского кургана с едва видимым кольцом из камня. По удалении земли до поверхности материка и после тщательной расчистки камней обнаруживается развал плитняка в виде широкого кольца, среди которого удаётся заметить участки кладки стены. Расчистка затем стены от свалившихся плиток, сначала снаружи, а потом и изнутри, открывает нижнюю часть круглой стены, окружающей могилу. Если весь камень, взятый из развала стены, уложить вновь на стену, ре- конструируя её, получается ограда в первоначальном виде высотой около 1 м. Также [Так же] исследуются сложенные из плитняка ограды могил андроновской и карасукской культур, круглые и прямоугольные, и кыргызского времени. Если не весь камень из развала стен сохранился, то высота ограды может быть определена по вертикально поставленным, укрепляющим её плитам, в случае их наличия и, если они упали и поэтому сохранились полностью.
3. Если ограда сооружена из глыбообразного камня, то сохраняется на месте обычно только нижний ряд камней, а по сторонам находится некоторое количество свалившихся с неё камней. В тех местах; где верхние свалившиеся камни лежат, частично налегая друг на друга, можно определить число рядов камней в ограде и, соответственно, первоначальную высоту ограды. Так было установлено, что ограда энеолитической могилы в пункте Карасук II первоначально была высотой в 60-70 см и сложена в 3 ряда камней.
4. В случаях, когда в развале камней невозможно было увидеть кладку стен или нижний ряд камней ограды, нами применялся способ «последовательного удаления вышележащих камней». В пункте Гришкин Лог VIII остатки надмогильного сооружения кыргызского времени представляли собой после расчистки плоскую овальную кучу камней. Последовательное снятие только тех камней, которые лежали на других камнях, привело к тому, что на земле остался ряд камней, образующих овал размерами 3×2,5 м и в разных местах по отдельности разбросанные камни. Овал — это нижний ряд камней ограды; отдельно лежащие камни — это первые свалившиеся вниз камни. Нетрудно было восстановить первоначальный вид ограды, собрав все камни из развала и надстроив из них овальную стену ограды, которая получилась высотой 110 см. Таким же способом нами были восстановлены ог- рады на энеолитических могилах в Улан-Хаде на Байкале.
5. Могильные ограды, сооружённые из вертикально поставленных плит, сохранились, как правило, только в подземной своей части. На поверхности видны лишь те немногие плиты, верхний край которых обычно едва выступает над поверхностью земли. Первоначальная высота таких оград определяется в тех случаях, когда отломившиеся верхние части плит упали рядом и могут быть по линиям излома соединены с оставшейся в вертикальном положении нижней частью плиты. Так высота одной афанасьевской ограды оказалась высотой не менее 40 см (Карасук III, ограда 2), карасукские ограды высотой от 70 до 110 см (Карасук I и VIII и др.).
6. В некоторые эпохи на Енисее сооружались и низкие могильные ограды, первоначальная высота которых была всего лишь в 15-30 см над поверхностью земли (Сыда V и Черновая VI окуневской культуры, Тепсей XIV карасукской и многие могильники татарской [тагарской] культуры). Высота ограды в этих случаях определяется по отсутствию следов выветривания и линий изломов на верхних краях плит (это верхняя точка ограды). Уровень древней поверхности земли определяется по горизонту, на котором лежит выкид из могилы и остатки покрытия могилы, лежащие на её бортах.
7. Ориентировка надмогильных сооружений устанавливается только в случаях, когда они прямоугольны и, как правило, определяется лишь положение осей могилы относительно стран света. Но для могил татарской [тагарской] культуры определяется и их направление, а именно, направление на северо-восточную и восточную четверть румба (то есть — на восход солнца?). Это следует из того, что архитектурные детали сооружений создают впечатление устремлённости всего надмогильного сооружения на СВ и В. Особенно хорошо это выражено в архитек- турных формах больших курганов на поздних этапах татарской [тагарской] культуры.
8. Большая часть могил с прямоугольной оградой первоначально имела вид более или менее значительного земляного сооружения (или каменно-земляного), окруженного каменной оградой. В процессе естественного разрушения могилы сначала земляное сооружение «расплывалось» и заполняло своей массой земли ограждённое каменными стенами пространство, а затем расплывалось и за пределы стен, образуя плоское возвышение с выступающими на его поверхности рёбрами плит ограды. В тот период, когда ограждённое пространство было заполнено землёй, земля эта при промерзании увеличивалась в объёме и с огромной силой давила на плиты ограды — плиты отклонялись наружу, иногда ломались и падали. Поэтому стенки всех оград всегда отклонены наружу. В могильниках, где могильные ограды пристраивались одна к другой, иногда до десяти оград и более, всегда можно определить последовательность сооружения могил, так как у первой ограды все четыре стены отклонены наружу, а у пристроенных только три и даже две.
9. Форму и размеры земляного надмогильного сооружения, находившегося внутри ограды, как правило, установить не удаётся. Вычисляя объём земли в образовавшемся на месте могилы пологом возвышении, можно лишь определить приблизительно его кубатуру. Если же это сооружение было облицовано каменными плитами, то по сохранившейся нижней части сооружения определяется точно его план и горизонтальные размеры и предположительно форма его верхней несохранившейся части и высота. В энеолитических памятниках это были конусообразные и пирамидальные сооружения (Карасук II и III), в оградах карасукской культуры — круглые холмообразные (Кюргеннер, Мал. Копёны и др.). Такие же сооружения устраивались и над кыргызскими могилами, не имевшими оград (Тепсей III).
10. Наличие земляного надмогильного сооружения устанавливается во расположению дополнительных могил, устроенных в «коридоре», образовавшемся между основной могилой в ограде и стенами ограды. В оградах афанасьевской культуры (Карасук III и Барсучиха IV) и в татарских [тагарских] курганах (Туран II и III, Улуг-Кюзюр и др.) дополнительные могилы расположены вдоль стен на уровне древней погребённой почвы. Значит между стеной ограды и центральной могилой было первоначально свободное пространство, покрытое впоследствии «насыпью» кургана, образовавшейся из разрушившегося земляного сооружения над центральной могилой. По расположению дополнительных могил можно установить и приблизительные размеры надмогильного сооружения над основной могилой.
11. Каменные конструкции самих могил (каменное покрытие могильной ямы, каменный ящик, циста и т.п.) также со временем видоизменяются в процессе естественного их разрушения, а также в результате действий грабителей и при последующих впускных захоронениях. Первоначальная форма и устройство восстанавливаются путём тщательной расчистки всех деталей каменных конструкций и наблюдения над их расположением. Тщательное рассмотрение положения завалившихся в могилу больших и малых плит позволило установить, что в раннетатарское [-тагарское] и кыргызское время на борта могильной ямы укладывали ряд мелких плиток и на них накладывались одна, две или три покрывающих могилу плиты (Гришкин Лог I, V и др.). Со временем же все плиты, большие и малые, завалились в могилу и оказались лежащими на разных уровнях и под разными углами. Большие плиты покрытия грабители обычно не откапывали и не поднимали целиком, а разбивали их на куски и выбрасывали наверх по частям. Когда некоторые части плит остаются на местах, удаётся подобрать к ним отколотые от них части и восстановить таким образом их форму и размеры и положение их в покрытии могильной ямы. Так восстановлена конструкция покрытия могил карасукской культуры в пунктах Барсучиха I и Тепсей XIV.
12. Техника сооружения каменных могил изучается после того как раскопки могилы закончены. Все сооружение разбирается по частям, извлекается из могилы и раскладывается на земле в соответствующем порядке. Таким способом выяснилось, например, что при сооружении карасукских каменных ящиков (Кюргеннер и Тепсей XIV) брались две большие тонкие плиты, ставились в могильную яму вдоль её продольных стенок так, чтобы их ровный верхний край размещался на уровне поверхности земли. Нижний же и боковые края, оставленные неровными, выходили местами за пределы дна ямы и её концов. В торцовых стенках могилы ставились прямоугольные или трапециевидные правильной формы плиты, три стороны которых (верхняя и боковые) были прямыми, для чего их ровно обивали («ретушировали»). Так получался каменный ящик правильных точных форм при взгляде на него сверху внутрь.
13. Рассмотренные примеры изучения устройства, форм и размеров каменных погребальных сооружений показывают, что древние надмогильные сооружения на Енисее разнообразны по своему устройству. Для каждой исторической эпохи характерны свои формы сооружений, а внутри одной эпохи они различны у разных социальных и этнических групп. Вместе с тем они и своеобразны. Многие формы их за пределами Минусинской степной котловины неизвестны. Особенно это относится к совершенно своеобразным каменным оградам татарской [тагарской] культуры со столбовыми стелами по углам. Несомненно, и методика исследования минусинских памятников в известной мере специфична. Однако приведённые примеры с совершенной очевидностью показывают, что и все другие намогильные памятники других типов и в других местах, сооружённые из камня, должны исследоваться так же, как и енисейские, путём тщательной расчистки всех деталей сохранившихся конструкций и их развалов с учётом всех тех изменений, какие претерпел памятник в процессе его естественного разрушения и при вмешательстве в этот процесс действий человека (впускные могилы, разграбление могил и проч.).
наверх |