главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.И. АртамоновЭтнос и археология.// Теоретические основы советской археологии (тезисы докладов на теоретическом семинаре ЛОИА АН СССР. I-IV 1970 г.). Л.: 1969. С. 3-6.
1. Человечество распадается на множество народов — этносов, каждый со своими особенностями, со своей историей. Этнические различия играют важную роль в отношениях между людьми, а разнообразные формы взаимоотношений между народами составляют большую часть содержания всемирной истории.
2. Народ не раса, не язык, не социальная организация и не территориально-политическое образование; важнейшим признаком его является культура, то есть исторически сложившаяся совокупность производственных приёмов, бытового уклада, нравов, обычаев, представлений, верований, знаний и т.п. и т.д., составляющих содержание жизни данной этнической общности. В понятие «культура» в данном случае включаются все проявления материальной и духовной деятельности людей. Многие элементы культуры одинаковые у разных народов, но зато каждый народ обладает своими географически и исторически обусловленными специфическими признаками, в частности своеобразным сочетанием культурных элементов. При определении народов важно не то, что их объединяет, а то, что отличает их один от другого.
3. Внутри отдельных народов имеются культурные подразделения — территориальные, экономические, социальные, классовые, профессиональные, религиозные и др. Эти подразделения не нарушают целостности народа, поскольку у их членов сохраняются общие для данного народа отличительные черты. Но у части народа культура может быть настолько космополитичной, так отличаться от культуры всего народа, что кажется не имеющей с ней ничего общего. Тем не менее и у неё более или менее сохраняются экономические, политические, культорелигиозные и иные связи с народом и притом в формах, характерных именно для данной этнической общности.
4. Культуры народов не остаются неизменными. Они утрачивают одни признаки и приобретают другие. Они меняются, однако, не во всём своём содержании. Наряду с динамической частью культуры имеется другая — консервативная, сохранившаяся в течение долгого времени и связывающая различные периоды существования народа между собой. Народ переживает различные этапы технологического и социально-экономического развития, проходит через разные формы политической организации, через разные религии, что и составляет содержание его истории.
5. Народы распространяются в пространстве, перемещаются, делятся на части и полностью или частично сливаются между собой. И в том и в другом случае возникают новые народы, сохраняющие какие-то признаки своего происхождения. Степень родства народов по происхождению определяется большим или меньшим сходством их культур. Однако, сходство культур разных народов может явиться не только следствием общности происхождения, но и результатом сходных географических и исторических условий существования и тесных связей между ними. В некоторых случаях сходство культур между народами настолько велико, что возможен вопрос о том, являются ли они особыми народами или только локальными подразделениями одного народа. Ответ на этот вопрос заложен в тенденции их дальнейшего развития в сторону слияния или разобщения.
6. Народ не аморфная масса, он всегда выступает в той или другой социальной форме. Но социальная организация не тождественна с народом, любая социальная организация может состоять из представителей не одного, а разных народов и обнимать не весь народ, а только часть его. Народ может состоять из ряда племён или государств, входить в состав разных политических образований, делиться на разные классы, исповедовать разные религии и даже говорить на разных языках, но все это не мешает ему оставаться одним народом.
7. Народ не безразличен к своей форме. Под её воздействием он изменяется и такого рода изменения могут привести его к полному или частичному исчезновению или же вызвать возникновение нового народа. Территориальные подразделения превращаются в самостоятельные народы, к такому же результату приводит смешивание народов в рамках той или иной социальной организации или же к поглощению одного народа другим.
8. Принадлежность человека к данному народу определяется обстоятельствами его рождения, происхождением, а главное — воспитанием и обучением, в процессе которых человеку прививаются черты той этнической среды, в которой он оказался. При рождении человек наследует физические и психические свойства своих предков. Они составляют немаловажную часть признаков его этнической принадлежности, но не являются определяющими эту принадлежность. Главное заключается в воспитании и обучении, посредством которых человек включается в определённую этническую среду, приобретает такие признаки, избавиться от которых, если и возможно, то очень трудно и лишь при определённых исключительных обстоятельствах. Этнос — народ не биологическая, а социальная категория.
9. Прогрессивность или консерватизм народа находится в зависимости не от психо-физиологической природы составляющих его людей, а от обстоятельств его существования, от окружающей географической и исторической среды, а главное — от остроты внутренних противоречий. В одних случаях возникает застойный тип этнической культуры, в других, наоборот, динамический, в одних случаях народ не меняясь переживает многие века, в других — переходит с одной ступени социально-экономического и культурного развития на другую, подчиняет и ассимилирует другие народы и порождает новые этнические образования. Неравномерность культурного развития создает сложную этнографическую карту мира, в которой разные народы предстают то в виде монолитных, то смешанных территориально-политических общностей.
10. Этнография изучает этнические особенности современных народов, а археология делает тоже самое для прошедших времен. Эти науки дают представление об этническом составе человечества и об изменениях, происходивших в нём во времени. Археологическая культура означает общность, выделенную на основании присущих ей особенностей. Эта общность может быть различного содержания, но при определённых условиях она соответствует особому народу — этносу. Вопрос об этих условиях, то есть о том, что такое археологическая культура здесь не затрагивается и требует особого обсуждения. Теоретически между этническими и археологическими культурами существует полное соответствие: Однако, в археологических остатках дано неполное, фрагментарное отражение древних этнических культур, чем и объясняются огромные трудности этнических определений археологических культур. По этим неполным данным можно принять несколько народов за один народ, а локальные и социальные группы за особые народы. Тем не менее, только путём тщательного изучения археологических памятников возможно познание истории народов и тех событий, в которых они принимали участие, но которые не зафиксированы письменными историческими источниками.
наверх |