главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Археологические и этнографические работы Хорезмской экспедиции 1945-1948 гг. / Тр. ХАЭЭ. I. М.: 1952. К.В. Сальников

Хорезмийская тамга в Зауралье.

// Тр.ХАЭЭ. Т. I. М.: 1952. С. 193-196.

 

В Шадринском 1 [1] краеведческом музее хранится интересный серебряный сосуд, найденный в 1939 г. в низовьях р. Миас у села Усть-Миасского Каргопольского района Курганской области.

 

Это небольшой приземистый плоскодонный кувшинчик. Высота его 12,5 см, наибольший диаметр тулова 12 см, диаметр дна 7,5 см, шейки — 8 см. Горло несколько расширяется, диаметр его достигает 9,2 см. На середине тулова два пятна, одно над другим, — места припая не сохранившейся вертикальной ручки. Сделанный из низкопробного серебра, сосуд покрыт буро-зеленоватой патиной со следами позолоты. Полосы позолоты довольно хорошо сохранились под отгибом горла и вдоль внутреннего его края. Середина тулова охвачена поясом пятен позолоты в виде неправильных полукружий.

 

На шейке, несколько левее следов припая ручки, помещена оконтуренная резной линией и позолоченная тамга.

 

Сосуд найден на дюнах, расположенных в 0,5 км к западу от с. Усть-Миасского, на берегу оз. Караульного. Начиная с 80-х годов прошлого столетия в Свердловский и Шадринский музеи в несколько приёмов поступило много находок, сделанных на этих дюнах учителем Архангельским и другими лицами.

 

Коллекции находок позволяют утверждать, что на дюнах отложились предметы двух эпох: неолитической и сарматской. К первой относятся кремнёвые наконечники стрел, скребки, ножевидные пластинки, обломки шлифованных каменных орудий 2 [2] и фрагменты прямостенных, с внутренним карнизиком, сосудов, орнаментированных гребенчатым штампом, ямками и лёгкой резьбой 3[3]

(193/194)

 

Вторая эпоха представлена керамикой сарматского времени 1 [4] и разнообразными поделками из бронзы и меди. Из металлических предметов здесь найдено много целых и обломанных трёхгранных наконечников стрел, обломок двухпёрого наконечника, ножи, шилья, иглы, кельт, обломок фигурки человека, рыболовные крючки 2[5]

 

Форма описанного сосуда ассоциируется с одной из распространённых разновидностей глиняных сосудов,

 

Рис. 1. Серебряный сосуд.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

типичных для погребений и городищ лесостепного Зауралья сарматского времени. Отличается устьмиасский сосуд от глиняных устройством дна. Для последних обычна круглодонность, хотя изредка встречаются и слегка уплощённые днища 3[6] Следовательно, форма сосуда вполне гармонирует с другими находками в составе сарматского слоя дюны и допускает предположение о его местном изготовлении, но последнему противоречит тамга.

 

Происхождение её, после публикаций С.П. Толстовым результатов своих исследований в Хорезме, не оставляет абсолютно никаких сомнений. Это один из вариантов тамги хорезмийской династии сиявушидов, и притом ранний вариант. Полная аналогия нашей тамге имеется лишь на медных монетах из городища Топрак-кала (Хорезм), датируемых С.П. Толстовым II-III в. н.э.4[7] и среди знаков на камне в Кривом Роге 5[8] Последние одни исследователи считают сарматскими, другие — аланскими.

 

Усть-миасский сосуд надо рассматривать как отражение связи Зауралья с Хорезмом, точнее — как хорезмийскую продукцию. Хорезмийское происхождение тамги этого типа убедительно доказано С.П. Толстовым.

(194/195)

 

Находка усть-миасского сосуда с такой же тамгой позволяет включить племена лесостепного Зауралья сарматского времени в тот массив сармато-аланского мира, который прослежен советской археологической наукой на широкой территории от Средней Азии через южное Приуралье и нижнюю Волгу до Северного Кавказа, Северного Причерноморья и нижнего

 

Рис 2. Медные хорезмские монеты.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 

Днепра. Усть-миасский сосуд допускает расширение очерченной территории на север до р. Исети.

 

Проникновение на Урал хорезмийской металлической посуды, главным образом сасанидского времени, известно было и ранее и рассматривается как свидетельство оживлённого обмена, существовавшего 1000-1500 лет назад между среднеазиатскими государствами и племенами Урала. Усть-миасский сосуд не только относится к значительно более раннему времени, но, на наш взгляд, должен отражать также совсем иные социальные связи. Собственность царствующего дома с родовой тамгой вряд ли могла итти в обмен. Вероятнее, что сосуд с родовым знаком сиявушидов должен указывать на тесную политическую связь Зауралья с Хорезмом.

 

Уровень общественно-экономического развития зауральских племён в первые века нашей эры, как он рисуется по археологическим памятникам, не позволяет говорить о наличии здесь государственных образований. Зауральские племена сарматского времени были, вероятно, объединены в союз племён. О династических связях здесь не приходится говорить, но вполне допустимо, что сарматы Зауралья могли находиться в даннических отношениях к Хорезму. В таком случае их вожди, уже превратившиеся из слуг народа в его господ, могли оказаться в известной зависимости от царей Хорезма.

 

Усть-миасский сосуд, возможно, и является даром, подарком хорезмийского владетеля своему зауральскому даннику.

 

Китайские хроники упоминают зависимую от Хорезма (Кангюя) страну Яньцай, переименованную позднее в Аланья, и страну Янь, платящую дань Хорезму. Яньцай-Аланья, по этим сведениям, лежит в 1000 км (2000 ли) к северо-западу от Хорезма, а страна Янь расположена далее на север 1[9]

(195/196)

 

Основываясь на приведённых свидетельствах китайских хроник, С.П. Толстов помещает страну Аланья к северу от Каспия, в Поволжье и южное Приуралье, а владение Янь относит к области Прикамья.

 

«Нахождение хорезмийских монет, как хорезмийских чаш и блюд в Прикамье… делает весьма вероятными сведения китайских хроник о политической гегемонии Кангюй (Хорезма) над племенами Прикамья» 1[10]

 

Думается, что усть-миасский сосуд — более веский аргумент для таких же выводов относительно бассейна нижней Исети. Может быть именно здесь надо искать страну Янь. Если, как показывают массовые археологические находки, саратовское Поволжье можно считать областью густого аланского населения, то менее частые аланские памятники мы видим и в южном Зауралье, вплоть до Магнитогорска 2[11] а тогда район Исети и будет тем севером по отношению к стране Яньцай-Аланья, где находится страна Янь.

 


 

[1] 1 Курганской области.

[2] 2 Свердловский областной государственный архив, фонд В.Я. Толмачева, п. 19, лл. 64-67.

[3] 3 Шадринский музей. Коллекции из сборов 1917 и 1925 гг.

[4] 1 Шадринский музей. Коллекции из сборов 1917 и 1925 гг.

[5] 2 Свердловский областной государственный архив, фонд В.Я. Толмачёва, п. 19, лл. 64-67.

[6] 3 К.В. Сальников. Городище «Чудаки» Челябинской обл. по раскопкам 1937 г. Сб. «Сов. археология». IX, стр. 232, рис. 6.

[7] 4 С.П. Толстов. Древний Хорезм, стр. 182-183, рис. 108.

[8] 5 В. Юргевич. Камень с загадочными знаками. Зап. Одесского об-ва, XV, 1889.

[9] 1 С.П. Толстов. Древний Хорезм, М., 1948, стр. 21.

[10] 1 С.П. Толстов. Древний Хорезм, М., 1948, стр. 195.

[11] 2 К.В.Сальников. Сарматские погребения в районе Магнитогорска. КСИИМК, XXXIV.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки