главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Сибирская советская энциклопедия. Том второй. М.: Зап.-Сиб. отд. ОГИЗ. 1931. Г.И. Боровка

Искусство доисторическое.

// Сибирская советская энциклопедия. Том второй. М.: Зап.-Сиб. отд. ОГИЗ. 1931. Стб. 355-362, вкл. стр. 367-368.

 

Древнейшие памятники И.д. в Сиб. восходят к каменному периоду. На палеолитических стоянках, датируемых концом ледникового времени, мы не встречаем произведений И., если не считать украшений из зубов животных, подвесок из мыльного камня и насечек орнаментального характера на некоторых костяных орудиях. От неолитической эпохи до нас дошла орнаментированная керамика, орнамент на костяных орудиях, изображения рыб, антропоморфные идолы, кольца и подвески из нефрита и т.д., а также резные из рога фигуры лосей. Возможно, что часть этих предметов должна быть датирована началом металла. В сущности, Сиб. знает в качестве первого периода И.д., когда родился и развивался самостоятельный стиль, лишь бронзовую и начало железной эпохи. От этого периода до нашего времени сохранилось большое количество произведений И. в виде каменных и различных металлических изделий, а также предметов из кости, камня, керамики и т.д. В это время, соответствующее, примерно, последним векам второго тысячелетия, первому тысячелетию до нашей эры и первым векам нашей эры до эпохи переселения народов (IV в. н.э.), распространилась постепенно на всю степную и отчасти лесостепную обл. Сиб., от Урала до Забайкалья включительно, культура родственных между собою племён, кр-ых мы называем скифскими. Греки познакомились с этими племенами на побережье Чёрного м., в основанных ими в VIII-VII вв. до н.э. колониях. В это же время причерноморские степи заселяются собственно скифами, пришедшими с В., из центрально-азиатских местностей, и являющимися выходцами из той

(355/356)

же самой культурной среды, к к-рой принадлежат и народности, заселявшие в это время Юж. Сибирь. Культура, к-рую принесли с собой скифы, в основе своей тождественна с культурой этих народностей. В частности, это следует сказать о художественном творчестве. Характерные мотивы И. этих народностей — это изображения зверей, почему оно и было прозвано «звериным стилем». Обращает на себя внимание, что изображения лося и медведя играют преим. роль. Изображаются на ряду с этими и др. звери сиб. фауны: олень, горный, козёл, кабан, крупная хищная птица (обыкновенно только её голова), лошадь, як, реже верблюд. Встречаются и изображения чуждых Сиб. зверей, напр, льва или тигра, встречающихся в настоящее время только на Амуре, т.-е. за пределами распространения скифской культуры. В более позднее время появляются изображения и фантастических зверей, к-рые проникают в сиб. И. этой эпохи, в результате влияния из Передней Азии (Ахеменидская Персия) и Греции. Характерным для этого скифского И. Сиб. является изумительная живость изображений зверей, с пониманием их характерных особенностей и с знанием форм звериного тела вообще. С этой живостью и правдивостью изображений всегда сочетается замечательно смелая условная, чисто-декоративная стилизация. Она сказывается как в условности упрощённых форм самого изображения, так и в умении художника приспособить его к формам украшаемого предмета. При ближайшем рассмотрении, эти черты декоративной стилизации об’ясняются тем, что они были выработаны в технике резьбы из дерева или из кости или рога. Большинство дошедших до нас предметов — металлические. Но будь они литые или выбивные, или сделанные каким-либо иным способом, всегда стилизация остаётся той же, именно — резной. Повидимому, и эти металлические предметы, часто по крайней мере, выливались или выбивались по деревянным, резным моделями или матрицам. Частью до нас сохранились и оригиналы деревянных и костяных резных изделий. Всё это вместе взятое говорит о том, что этот стиль был выработан в среде какой-то культуры, для к-рой кость была основным материалом и для к-рой охота за лесным зверем, повидимому, преим. за лосем и медведем, играла роль основы быта. Это приводит нас к заключению, что происхождение этой культуры вместе с характерным для неё И. следует искать в сев. лесных местностях. Очевидно, из таёжных районов Сев. Европы и Сиб. эти примитивные охотничьи племена, жившие в условиях каменного века, постепенно стали просачиваться в более юж. районы, в частности, вверх по сиб. рекам. Здесь они постепенно познакомились с земледелием, с добыванием и обработкой металлов (медь, золото, бронза, железо) и пришли в соприкосновение с более высоко развитыми культурами, от к-рых получали ряд импульсов и, к собственному развитию. В своём распространении эти племена вступают в соприкосновение с греческой культурой на З. с культурой Ахеменидской Персии, впоследствии эллинизованной Передней Азии на Ю.-З. (Закаспийский район) и с древним Китаем на В. (район нынешней Внутренней Монголии и Ордоса). Подавляющее влияние этих, значит. более высоко развитых культур начинает разлагать скифскую культуру. В первых веках н.э. военное рас-

(356/…/361)

пространение китайской культуры, к-рая сначала сама находилась ещё под влиянием скифской, а также наступление с В. свежих турко-монгольских племён окончательно уничтожает скифскую культуру. Всё это находит отражение в искусстве.

 

Первое проявление «звериного стиля» мы находим в классической бронзе Минусинска, где найдено много памятников и более позднего времени; здесь следует предположить один из очагов скифской культуры Сибири. На бронзовых ножах и кинжалах (табл. II, рис. 8 и 10) рукоятки украшаются фигурами зверей (гл. обр., медведь или кабан и козёл). На ниж. конце рукоятки часто выступает выгравированная голова птицы. Все эти изображения уже очень сильно стилизованы и предполагают выработку этих мотивов в более древней технике резьбы из кости. Примером для этого времени может служить костяная голова лошади из могилы бронзового века (табл. I, рис. 5). Может быть, ещё древнее известная находка Савенкова ок. Базаихи под Красноярском: ряд резных из рога фигур и голов лосей (Ленинград, Музей Акад. Наук). К концу бронзы относятся литые фигуры оленей (табл. II, рис. 1 и 2), к-рые иногда напоминают лосей. С переходом от бронзы к железу (ок. VII в. до н.э.) начинается расцвет «звериного стиля» на металлических изделиях. Такие живые, и вместе с тем сильно стилизованные, изображения, как фигурки козлов на навершиях, подчас служащие бубенцами (табл. II, рис. 4 и 7), контурные рисунки оленей и козла на зеркале (табл. II, рис. 6), напоминающие т.наз. писаницы, весьма стилизованные головы птиц и медведей (ногами обращены кверху крестовины) на рукоятках железного (табл. I, рис. 1) и бронзового (табл. II, рис. 5) кинжалов, знаменуют собою начало расцвета. Уверенная стилизация, представленная золотой пластиной со свернувшимся вокруг зверем (табл. I, рис. 7), великолепной бронзовой шейной гривной с двумя львами (табл. II, рис. 9) и деревянной пластинкой с лосем (табл. I, рис. 4) характеризуют лучшие, чисто-туземные работы V-III вв. до н.эры. Уже в IV в. до н.э. даёт себя знать сильное влияние Ахеменидской Персии, к-рое сказывается и в передаче некоторых мотивов, и в технике инкрустации камней в металле. На золотых поясных пластинках знаменитой, сиб. коллекции Эрмитажа, происходящей, вероятно, в большинстве своём из Зап. Сиб., мы это видим ясно: рогатый и крылатый львиный грифон ахеменидского типа нападает на лошадь (табл. I, рис. 3), в крыльях и копытах на изображении орла и яка [овцебыка] (табл. I, рис. 6) бирюзовые вставки. В изделиях последних веков до н.э. и первых веков н.э. стилизация становится уже преувеличенной и начинается разложение стиля. В это же время скифское И. сильно влияет на древне-китайское. Появляются изображения, которые могут считаться прямыми предшественниками некоторых китайских мотивов. Так, например, из перестилизации ахеменидского львиного грифона создаётся один из прообразов, из к-рых впоследствии развился китайский дракон (табл. I, рис. 8). На ряду с такими, чуждыми по происхождению мотивами сохраняются, однако, и туземные, напр. як (табл. II, рис. 3). Но чаще всего излюбленными изображениями являются звери представленные или вне связи с к.-н. действием или же в борющейся группе. Очень редко, и

(361/362)

только в позднее время, скифское И. решается изображать человека и связанный с ним сюжет, напр., охоту всадника-лучника, гоняющегося в лесу за вепрем (табл. I, рис. 2). В этой сюжетности, как и в полной перегруженности изображения разноцветной инкрустацией, сказывается разложение стиля под чужим влиянием, предвещающее конец. Турко-монгольские племена, сменившие собою народности скифской культуры, не обладали таким ярким художественным дарованием и стояли в этом отношении в зависимости от культур китайской, ср.-азиатской, ново-персидской и арабской. Поэтому и на памятниках прикладного И., находимых в Сиб. и относящихся ко времени после IV в. н.э., как, напр., на пряжках, украшениях ремней конской сбруи или поясов, на оружии и т.д., мы видим или явное влияние перечисленных культур, или даже встречаемся с привозными предметами; к числу последних относятся серебряные сосуды, шёлковые материи и др. Культурная самостоятельность древнего сиб. И. с этого времени утрачена.

 

Г. Боровко.

 

Лит.: Boroffka. Scythian Art, London, 1928; Merhart, Gero, Bronzezeit am Jenissei, Wien, 1926. гл. VIII и XI; Rostovzeff. Iranians and Greeks in South Russia, Oxford, 1922, гл. VI; Tallgren, A.M. Collection Tovostine, Helsingfors, 1917; Толстой и Кондаков. Русские древности, в. III, Пб., 1890.

 

 

 

Искусство доисторическое.

Кость (5), железо (1), дерево (7 [4]), золото с инкрустацией разноцветных камней (2, 3, 4 [7], 6, 8).

Место хранения: 1 – Лопатинская коллекция в Гос. Академии Истории материальной культуры, Ленинград; остальное – Гос. Эрмитаж, Ленинград.

(Открыть Табл. I в новом окне)

Искусство доисторическое. Бронза.

Место хранения: 4 – Иркутский музей, 5 – Лопатинская коллекция в Гос. Академии Истории материальной культуры, Ленинград; остальное – Гос. Эрмитаж, Ленинград.

Найдены: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 10 – в Минусинском округе, 4 – около Илимска, 6 – в быв. Алтайском горном окр., 9 – Пермская губ.

(Открыть Табл. II в новом окне)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки