главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Б.П. Денике. Архитектурный орнамент Средней Азии. М.: Из-во Всесоюзной академии архитектуры. 1939. Б.П. Денике

Архитектурный орнамент Средней Азии.

// М.: Из-во Всесоюзной академии архитектуры. 1939. 228 с.

 

Оглавление

 

Предисловие. — 3

 

Глава первая. Кирпичная орнаментация. — 7

Глава вторая. Резьба по стуку. — 29

Глава третья. Резьба по терракоте. — 91

Глава четвёртая. Резьба по камню, по дереву, по глине. — 109

Глава пятая. Изразцовая декорация. — 133

Глава шестая. Стенные росписи в памятниках архитектуры Средней Азии с XII по XVII в. — 199

 

Заключение. — 221

 

Перечень иллюстраций [1-210]. — 223

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Заключение.   ^

 

Мы видели, что в течение свыше полутора тысяч лет архитектурный орнамент в Средней Азии принимал самые разнообразные формы и выполнялся в самых различных материалах. Но следует отметить, что в характере своей орнаментации, в своей художественной сущности, в своём стиле каждый вид архитектурного орнамента в ту или иную эпоху являлся частью общего развития искусства Средней Азии в данный период и отражал характерные особенности данного этапа художественного развития.

 

В XII-XIII вв., например, мы наблюдаем весьма близкие по характеру орнаментальных мотивов композиции в резьбе по стуку, в резьбе по терракоте и по дереву. Равным образом растительный орнамент сходного типа может быть иной раз отмечен и в тимуровскую эпоху — и в мозаичной облицовке, и в украшении резных деревянных дверей, и в резьбе по камню. Но, разумеется, особенности каждого вида материалов декорации не могли не отразиться на орнаменте. В каждом материале и в каждом виде техники, таким образом, встречаются преимущественно мотивы, именно этому материалу, именно данной технике присущие.

 

В искусстве Дальнего Востока, например Китая, или в искусстве итальянского ренессанса в художественном оформлении зданий синтез искусств осуществляется соединением с архитектурой в определённом единстве основных видов изобразительных искусств: скульптуры, рельефа, сюжетной монументальной живописи и различных видов прикладного искусства. В Средней же Азии синтез осуществляется преимущественно средствами соединения архитектуры с различными видами прикладного искусства — чисто орнаментальной декорации. И живопись иосит больше всего орнаментальный характер; пейзажи условного, чисто декоративного стиля встречаются лишь в тимуровскую эпоху, в других же видах прикладного искусства изобразительные мотивы встречаются как редкое исключение (рельефы с фантастическими зверями в стуковой декорации Термезского дворца, борьба зверей в мозаиках Шир-Дора, драконы в Аннау).

 

Несмотря на преимущественное преобладание в среднеазиатской архитектурной декорации чисто орнаментальных мотивов, мастера в Средней Азии достигали исключительно ценных результатов: орнаментация, несколько ограниченная по своим мотивам, даёт громадное разнообразие вариантов, орнаментальных разновидностей и притом в самых разнообразных материалах, в самых разнообразных цветовых разрешениях. И в этом богатстве и разнообразии орнаментации, в своеобразии применения её к украшению зданий заключается большая сила, большая значительность среднеазиатской архитектурной декорации. В этом также её значение для современности, как ценнейшего художественного наследия.

 

Нам кажется, что при разрешении многих вопросов на таком важном участке социалистического строительства, как вопрос о создании национальной архи-

(221/222)

тектуры социалистических республик советской Средней Азии: Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана и Киргизстана, может немалую помощь оказать внимательное изучение и критическое освоение такого замечательного художественного наследия, каким являются неисчерпаемые орнаментальные богатства архитектурной декорации Средней Азии в его пятнадцативековом развитии.

 

Следует обсудить возможности применения в современном зодчестве восточных республик Союза декораций резного стука (ганча), резной терракоты, различных видов изразцовых облицовок, резьбы по дереву (особенно дверей), резьбы по камню и пр. Необходимо учесть, что многие навыки этих видов декоративного искусства ещё живут в народном творчестве народов Средней Азии, что есть ещё искусные народные мастера: и резчики по ганчу и по дереву, и мастера по росписям, и вырастают — правда, в далеко ещё недостаточном числе — их ученики, молодые мастера. И если не всегда полная удача сопутствует им в их новых работах, то в этом вина главным образом в недостаточном внимании к работам по народному искусству наших художественных организаций и недостаточное изучение фактов истории среднеазиатского искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки